» » Обходим уловки при получении выплат по ОСАГО

Обходим уловки при получении выплат по ОСАГО

28.01.17, Новости
2 261

Форумы в Сети, посвящённые обсуждению проблем с ОСАГО, пестрят сообщениями от пользователей, которым компенсации по ОСАГО не хватило даже на минимально необходимый ремонт автомобиля.

Именно из-за этого в некоторых российских регионах столь популярной стала деятельность «автоюристов» - лиц, прибывающих на место аварии и приобретающих за небольшую сумму у пострадавших в ДТП право требования возмещения денежных средств по ОСАГО.

Само собой, потом «автоюристы» получают от страховых намного больше – все неустойки, штрафы и накладные расходы идут им в карман.

Тем не менее, проигравшей стороной, как обычно, является клиент: страховщики, терпящие убытки от деятельности «автостраховщиков», ограничивают количество доступных к продаже полисов, искусственно делают веб-сайты недоступными, а также всячески пытаясь снизить сумму выплачиваемой компенсации.

Рынок по ОСАГО, несмотря на огромное количество регулирующих его документов и структур, по большей части остаётся рынком стихийным, поэтому автолюбитель, попавший в аварию и желающий получить достаточное для качественного ремонта возмещение ущерба, должен знать, что делать и на какие уловки ни в коем случае нельзя попадаться.

Крупным российским информационным изданием с целью составления списка самых популярных уловок автостраховщиков были опрошены эксперты рынка автострахования. Все описанные ниже механизмы занижения выплат или их отсрочки будут применяться страховщиками как минимум до того момента, пока не будет введена натуральная компенсация причинённого ущерба.

  • Использование европротокола
    Агенты страховых компаний оперативно узнают, что их клиент попал в ДТП, и сразу же прибывают на место (стараясь опередить «аварийных комиссаров», которые по факту оказываются «автоюристами»). Прибыв на место аварии, работники страховой всеми силами стараются убеждать клиента, что автомобилю причинён незначительный ущерб, а значит, для экономии времени и сил можно оформить происшествие с использованием европротокола. Правда, при последующем исследовании автомобиля выясняется, что для восстановления машины 50 тысяч рублей, которые максимально могут быть выплачены по европротоколу, не хватит.

    В такой ситуации прежде всего нужно не поддаваться на провокации страховщиков. Ни в коем случае нельзя использовать европротокол в случае, если в ДТП была повреждена передняя часть автомобиля – повреждения в таком случае обычно видны только после диагностики в автосервисе.

    По мнению Олеси Емельяновой, юриста компании «Генезис», использование европротокола при оформлении ДТП чревато и другими неприятными для водителя последствиями. Если толковать п. 8 ст. 11.1 "Закона об ОСАГО" буквально (как обычно и делают автостраховщики), то может возникнуть следующая ситуация: при фактической сумме ущерба в 45 тысяч рублей страховщик может выдать клиенту всего 10 тысяч рублей и заявить, что требование компенсировать оставшиеся 35 тысяч является дополнительным требованием, которое не может быть предъявлено клиентом.

  • «Моментальная» выплата
    Попавший в ДТП водитель, собравший документы и пришедший для получения компенсации в офис урегулирования убытков, сразу получает от работника страховой предложение получить сразу же какую-то сумму компенсации, взамен подписав документ о полном отсутствии претензий.
    В такой ситуации, как считает Евгений Коротаев, возглавляющий отдел по развитию «Сравни.ру», ни в коем случае не стоит соглашаться на предложения работников страховой, а до конца настаивать на возмещении компенсации в полном объёме в установленные законом сроки. В противном случае может возникнуть ситуация, при которой суммы, полученной от страховой, не хватит на полный восстановительный ремонт автомобиля.

  • Задержка экспертизы
    При использовании данного способа снятия с себя обязательств страховая организация очень рано начинает тянуть время. Клиент, пришедший в офис урегулирования убытков, слышит от работника страховой организации, что дата, время и место оценки ущерба будут сообщены ему позже. Как правило, ни через несколько дней, ни через неделю, ни даже через несколько недель работники страховой не выходят на связь с клиентом. Расчёт в данной ситуации довольно прост: страховая ждёт, пока клиент не начнёт восстанавливать свою машину самостоятельно, чтобы потом с полным правом отказать ему в выплате.

    В такой ситуации главное – терпение: нужно либо пользоваться машиной в том состоянии, в котором она оказалась после ДТП, либо вовсе отказаться от езды на ней. Рано или поздно страховщик всё равно пойдёт на контакт: если вопрос с компенсацией ущерба не будет решён ею через 20 календарных дней после ДТП (праздники не учитываются), то страховая может «попасть» на очень крупный штраф.

    Эта уловка может быть применена страховщиком и после прохождения автомобилем экспертизы. Как считает Александр Коваль, возглавляющий АНО "За справедливые выплаты", страховая может намеренно не выдать клиенту акт о прохождении машиной осмотра, после чего заявить, что клиент не предоставил свой автомобиль для этой процедуры в оговоренные сроки. Чтобы не допустить этого, автовладелец должен запросить у страховщика документ со всеми определёнными дефектами автомобиля сразу после завершения процедуры.

  • Нарушения при проведении экспертизы
    Эксперт, который проводит дефектовку автомобиля, намеренно не вносит в документ о её прохождении сведения о неисправностях или дефектах, появившихся в автомобиле в результате аварии. При использовании такой уловки эксперты, как правило, либо утверждают, что какие-то царапины на кузове были ещё до аварии, либо умалчивают о скрытых дефектах.

    В этой ситуации нужно изначально не надеяться на то, что эксперт будет заинтересован максимально «раскрутить» страховую организацию на выплату большой суммы. Часто многие автолюбители, рассчитывающие на экспертов как на людей, которые помогут им получить хорошее по размеру возмещение ущерба, с досадой узнают, что та деталь, которая должна быть заменена, вполне может быть отремонтирована, а деталь, подлежащая ремонту, должна быть просто покрашена.

    По мнению генерального директора компании «Оливия» Андрея Лихачёва, клиент при осуществлении экспертизы должен также осматривать автомобиль и при обнаружении дефектов, которые не были отражены экспертом в документе о прохождении процедуры, настаивать на их внесении в дефектовку. Кроме того, автолюбитель также может выразить своё несогласие с результатами процедуры путём написания замечания.

    Кроме того, как считает Лихачёв, клиент должен осмотреть свой автомобиль и по возможности указать на обнаруженные дефекты ещё тогда, когда ДТП оформляется сотрудниками ГИБДД. Большинство автовладельцев, попадающих в аварии, забывают, что у их машин могут быть ещё и внутренние повреждения, из-за чего им потом приходится восстанавливать авто за собственный счёт.

  • Заключение соглашения о размере повреждений
    По результатам экспертизы сотрудник компании-страховщика предлагает клиенту подписать некое соглашение о размере повреждений. Клиент, подписывающий документ, по сути, добровольно даёт согласие на обман себя страховой организацией.

    В такой ситуации прежде всего нужно внимательно изучить текст документа и при наличии в нём пунктов, с которыми клиент не может согласиться, подпись ставить не нужно. Дело в том, что после подписания такого соглашения клиент лишается права требовать денег для устранения повреждений, не указанных в тексте соглашения. По мнению Олеси Емельяновой, эксперта компании «Генезис», суды в таких случаях встают на сторону автостраховщиков: соглашения, предлагаемые страховщиками, составлены чаще всего понятно и доступно, а значит, по мнению судов, препятствий для их объективного и всестороннего изучения сторонами нет.

  • Занижение суммы ущерба ОСАГО
    В этом случае экспертиза, как правило, не вызывает у клиента никаких вопросов, однако затем он получает компенсацию, в несколько раз меньше той, на которую рассчитывал.

    В этом случае клиент страховой должен попытаться найти в предоставленных ему документах намеренно допущенные «ошибки». По мнению Андрея Барсукова, заместителя генерального директора «Русского АвтоМотоКлуба», в калькуляциях по необходимым для восстановления машины процедурам часто занижаются объёмы работ, а также не указываются некоторые дорогостоящие детали. Использование в комплексе таких мер, как заявляет Барсуков, позволяет снизить сумму выплаты почти вдвое.

    Клиент, получивший несоответствующую ущербу компенсацию, должен провести самостоятельный аудит, начать который следует с запроса у страховой компании копии документа, на основании сведений из которого был составлен страховой акт. Как считает Александр Коваль, возглавляющий АНО "За справедливые выплаты», большинство страховщиков в такой ситуации откажут в предоставлении документа, однако такие действия страховых организаций незаконны и могут повлечь за собой наказание.

    Дмитрий Белов, возглавляющий финансовый департамент ГК «АвтоСпецЦентр», рекомендует в таких случаях автовладельцам самостоятельно проводить независимую оценку ущерба, получать результаты экспертизы, а затем на их основании направить страховой организации претензию. Страховщики обязаны в пятидневный срок принять претензию к рассмотрению и направить клиенту ответ.

    Впрочем, независимый эксперт имеет ограниченное влияние на ситуацию. По мнению участников рынка автострахования, ценовые справочники, составленные РСА, чаще всего содержат в себе заниженные по сравнению со среднерыночными цены на проведение самых популярных восстановительных работ и на приобретение самых популярных запчастей и деталей.

  • Задержка получения клиентом компенсации
    Клиент, собравший все документы по ДТП, предоставивший их на рассмотрение страховой и передавший автомобиль на экспертизу, определяющую ущерб, тем не менее, не получает от страховщика возмещение ущерба.

    В такой ситуации прежде всего нужно изучить правила страхования. Они могут быть размещены на сайте организации-страховщика, кроме того, при заключении соглашения о страховании клиент должен получать брошюру с этими правилами. Детально изучив правила и поняв, что страховщик ими пренебрегает, клиент может переходить к активным действиям.

    По мнению Александра Коваля, в такой ситуации нужно сначала составить жалобу в РСА и Центробанк. Если эти структуры не дают чётких ответов, клиент может направить своему страховщику досудебную претензию, в которой нужно потребовать предоставления сведений о задержке выплаты и потребовать немедленной компенсации ущерба. Чтобы претензия была обязательно рассмотрена страховой организацией, она должна быть направлена либо заказным письмом с уведомлением о вручении, либо передана через секретаря организации с отметкой о принятии.

    Если же страховщик не реагирует и на это, клиент имеет полное право обратиться в суд и потребовать не только компенсации ущерба, но также и выплаты процентов за просрочку, а также получения неустойки.

  • Претензии к полису клиента
    Страховщик начинает предъявлять клиенту претензии о том, что его полис о каким-то причинам недействителен.

    По мнению Алины Тухватуллиной, юриста нашего общества, при предъявлении страховой претензий к подлинности полиса клиента клиент должен найти и предоставить на рассмотрение квитанцию, которая была выдана ему при приобретении полиса, другие документы, которые были оформлены при заключении страхового соглашения, а также поднять переписку клиента и представителей страховщика.

    Эксперты рынка советуют вести общение со страховщиком в письменном виде (посредством направления ему бумажных писем с обязательным сохранением не только самих писем, но и конвертов из-под них), а также помнить о действующем в российском праве принципе презумпции невиновности.

    Примером может послужить недавний прецедент в Кемеровской области, когда судья при рассмотрении подобного дела встал на сторону клиента страховой организации. Как отмечалось в решении суда, клиент, покупающий полис ОСАГО, не обязан проверять законность оснований, на которых им владеет конкретная страховая компания. Кроме того, как отметил судья в своём решении, если полис, купленный страхователем, не имеет явных признаков подделки, то даже в том случае, если он является поддельным, страхователь всё равно имеет право на получение компенсации.

    Алина Тухватуллина замечает, что подобная судебная практика отвечает позиции Верховного Суда, Постановление которого от 29.01.2015 говорит: «Выдача полиса ОСАГО при отсутствии доказательств иного является подтверждением факта заключения соглашения об ОСАГО».
    По мнению Андрея Барсукова, представляющего «Русский АвтоМотоКлуб», страховые организации часто сами очень недобросовестны в этом вопросе, объявляя даже проданные в своих офисах полисы ОСАГО утраченными. Как считает Барсуков, соглашаться на предложения о приобретении полиса ОСАГО по низкой цене не стоит: проблем с получением компенсации ущерба при выборе такого варианта может быть очень много.

  • Апелляция к проблемам с полисом виновника ДТП
    Страховая организация может отказать в выплате, ссылаясь на отсутствие подтверждений наличия у водителя, виновного в ДТП, действующего полиса ОСАГО.

    Решение проблемы в такой ситуации одно – суд. Однако перед подачей искового заявления нужно понять, с кем именно следует судиться. Как отмечает Евгений Коротаев, представляющий сервис «Сравни.ру», в этом вопросе возможны варианты: со страховой нужно судиться, если страховщик отказывает в выплате на основании неполучения денег по факту заключения соглашения ОСАГО от своего агента; подавать в суд на виновника аварии нужно в том случае, если его полис имеет явные признаки подделки.

  • Апелляция к другим проблемам
    Страховая организация отказывает своему клиенту в выплате на основании веской причины, к которой сам страхователь, тем не менее, не имеет никакого отношения.

    В таком случае нужно проштудировать текст закона «Об ОСАГО» и определить, какой вес имеют указанные страховщиком обоснования для отказа в выплате. Если причины надуманны, страхователь может смело обращаться для рассмотрения дела в суд. По мнению Андрея Ермакова, руководителя общества автомобилистов, часто страховщики отказывают в выплате на основании того, что вина другого водителя в ДТП не доказана либо на основании того, что лицо, являющееся виновным в ДТП, не было внесено в страховку. Это, как и многие другие причины (даже отзыв лицензии у страховой организации на ведение страховой деятельности либо наличия в крови виновника аварии алкоголя) не может стать оправданием невыплаты денежной компенсации страховщиком страхователю.

P. S. Андрей Ермаков, партнер общества автоюристов и автоадвокатов:

- Часто страховщики, действуя не так, как желают того страхователи, руководствуются исключительно стремлением к «лёгким деньгам». Участники рынка ОСАГО должны защищаться от мошенников и выполнять все требования законодательства.

Сегодня судебные учреждения и надзорные структуры действуют по отношению к страховщикам достаточно однобоко, взыскивая с них компенсации в тех ситуациях, когда обстоятельства, приведшие к ущербу для страхователя, не являются очевидными. Именно это, кстати, послужило мощным толчком для появления большого количества «автоюристов», из-за чего страховщики вынуждены взаимодействовать со своими клиентами ещё жёстче, чем раньше. Основная пострадавшая сторона, как и раньше – добросовестные страхователи.

Другой бич рынка ОСАГО – огромное количество мошенников. По оценкам лидеров рынка, страховщики ежегодно теряют порядка 20% выплат, которые поступают в карман мошенническим структурам. Из-за этого большинство страховщиков вынуждены ужесточать правила получения клиентами компенсации, что большей частью страхователей воспринимается как попытка страховщика уклониться от своей обязанности компенсировать ущерб.

За последние несколько лет вступило в действие множество правок к закону «Об ОСАГО» и подзаконных актов, ограничивающих и без того достаточно узкие рамки деятельности страховых организаций. Правки и подзаконные акты чётко устанавливают, какой максимальный срок должен пройти с момента ДТП до момента получения компенсации страхователем, утверждают единую методику, по которой должен рассчитываться ущерб страхователя, а также устанавливают серьёзные штрафные санкции для страховщиков, не выполняющих требования законодательства.

Всё это не позволяет страховым организациям, работающим на рынке ОСАГО, каким-либо образом уходить от своих обязательств по выплате компенсаций своим клиентам.
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Есть вопросы?

Получите бесплатную консультацию автоюриста

Согласие на обработку персональных данных
Отправить